Ушиб челюсти – это физическая (механическая) травма челюсти без нарушения целостности кожного покрова на лице и структуры костной ткани челюсти в отличие от неполных или полных переломов или вывихов.

Ушиб челюсти является весьма распространенной травмой, сопровождающей травмы мягких тканей лица.

Основные причины ушиба челюсти:

• столкновение с какой-либо твердой поверхностью (например, в результате падения);
  • удар твердым предметом в область лица (например, в результате рукоприкладства, аварии и т.д.).

Характер и тяжесть ушиба челюсти зависит от:

• характеристик предмета или поверхности, с которыми произошло столкновение (материал, вес, скорость сближения при столкновении и т.д.);
  • области столкновения;
  • состояния мягких тканей лица и кости челюсти в момент нанесения травмы.

Симптомы ушиба челюсти:

• боль в области травмы, усиливающаяся при физическом воздействии на область травмы;
  • изменения мягких тканей в области травмы (ссадины, отек, покраснение, образование гематомы и т.д.);
  • затруднения при жевании, зевоте, речи и т.п.;
  • воспаление лимфатических узлов;
  • общее недомогание.

Первая помощь при ушибе челюсти аналогична первой помощи при других ушибах и заключается прежде всего в наложении плотной повязки на пострадавшую область лица и применении холодных компрессов (лед, холодная вода, снег и т.п.).

В дальнейшем следует обеспечить челюсти покой до достижения благоприятного исхода лечения.

Перелом верхней челюсти

Перелом верхней челюсти – это различной степени тяжести нарушение целостности кости верхней челюсти по тем или иным причинам.

Более чем в половине случаев подобных травм, перелом верхней челюсти возникает в результате механического воздействия на челюстно-лицевую область (удар, авария, занятия спортом, падение, огнестрельное ранение и т.п.).

По аналогии с любыми другими переломами выделяются следующие разновидности перелома верхней челюсти:

• полный перелом верхней челюсти – со смещением отломков челюсти (вниз, внутрь или в стороны), которые по своему характеру могут быть поперечными, косыми и зигзагообразными;
  • неполный перелом верхней челюсти – без смещения отломков челюсти;
  • открытый перелом верхней челюсти – с повреждением и нарушением целостности мягких тканей лица в области перелома, сопровождающимся травмами кожного покрова лица и кровотечением;
  • закрытый перелом верхней челюсти – без нарушения целостности мягких тканей лица.

Для любого типа перелома верхней челюсти характерны общие симптомы:

• сильная боль в области травмы, особенно при смыкании зубов;
  • подвижность отломка челюсти и сильные болевые ощущения при прощупывании области травмы;
  • кровоизлияния и гематомы в области глазниц;
  • нарушение ряда важнейших функций: дыхательной, речевой, жевательной
  • нарушение прикуса;
  • общее недомогание и тошнота.

Лечение перелома верхней челюсти прежде всего включает в себя оказание первой помощи пострадавшему и транспортировки его в медицинское учреждение, где ему будет оказана квалифицированная медицинская помощь, включающая в себя:

Для любого типа перелома верхней челюсти характерны общие симптомы:

• обработку области травмы;
  • обеспечение нормального выполнения дыхательных функций (для чего в случае необходимости проводится трахеотомия);
  • совмещение отломков костей челюсти под местным обезболиванием;
  • надежную фиксацию отломков костей челюсти посредством шинирования, а также (в случае необходимости) с помощью специальных конструкций (спиц, пластин, внеротовых конструкций);
  • антимикробную и общеукрепляющую терапия для предотвращения разного рода осложнений в области перелома.